Заведующая: Грибанова Людмила Геннадьевна, Заслуженный учитель, Отличник народного просвещения, Заслуженный педагог.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 181 является первым в городе специализированным дошкольным учреждением для детей - инвалидов с органическим поражением ЦНС. Имеет четырнадцатилетний опыт реабилитации детей с синдромом ДЦП, задержкой психического и речевого развития, другими нарушениями нервной системы и опорно-двигательного аппарата.
Функционирует 5 групп, в т.ч. открыта группа круглосуточного пребывания детей. Открыта группа кратковременного пребывания для неорганизованных детей, целью ранней коррекции патологии у ребенка. Всеми специалистами проводится диагностика с последующим подбором лечебно-коррекционных мероприятий. В детский сад принимаются дети в возрасте от 2 до 7 лет с отклонениями в психофизическом развитии, которые имеют диагноз органическое поражение центральной нервной системы и нарушение опорно-двигательного аппарата, детский церебральный паралич, осложненный задержкой речевого и психического развития, различными врожденными приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, артрогрипозом, миопатией. Коррекционно-воспитательную работу в МДОУ осуществляют высококвалифицированные специалисты: учителя- дефектологи, учителя-логопеды, педагог-психолог, социальный педагог, музыкальный руководитель, инструктор физической культуры, врач-невролог, ортопед, психиатр, педиатр, физиотерапевт, врач ЛФК, инструктор ЛФК, массажист, инструктор по плаванию. Коллектив стремится использовать современные достижения науки, внедрять нестандартные и актуальные технологии.
Цель: коррекция физического и психического здоровья детей с ограниченными возможностями вследствие поражения центральной нервной системы. Социальная адаптация детей к жизни в обществе.
Приоритетными направлениями являются: индивидуальный подход к ребенку в лечебном и воспитательно-образовательном процессе; забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка; создание условий для развития творческих способностей детей. Содержание образования построено с учетом цели и задач, поставленных перед учреждением.
Для обеспечения образовательно-коррекционного процесса дошкольное учреждение использует следующие образовательные программы:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд., доп. - М., 2005.
2. Симонова, Л.А. программа воспитания и обучения детей с церебральным параличом дошкольного возраста. Проект. - М., 1986.
3. Филичева, Т.Б., Г. В. Чиркина. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи . - М., 1991.
4. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). / сост. Г.А. Каше, Т.Б.Филичева. - М., 1978.
5. Гаврилушкина, О.П. Программа воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста. - М., 1991.
6. Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста / под ред. Крюкова С.В., Слободняк Н.П.
7. Шестакова, А.В. Росток (программно-целевой комплекс по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста).
Дополнительные бесплатные услуги, в том числе оздоровительные и медицинские: обучение плаванию, обучение чтению по методике Зайцева, хореография, занятия художественно-эстетической деятельностью, кислородные коктейли, фитотерапия, витаминотерапия, парафинолечение, поэтапное гипсование, вытяжение конечностей.
Реабилитация осуществляется комплексно, в следующих развивающих направлениях:
- стимуляция психической активности ребенка
- сенсорное развитие и воспитание
- совершенствование двигательной активности
- развитие навыков самообслуживания
- совершенствование продуктивных видов деятельности
- развитие коммуникативных навыков
- формирование элементарных математических представлений
- развитие познавательной активности
- совершенствование изобразительной деятельности
- художественно - эстетическое развитие
Проводятся лечебно-коррекционные мероприятия, которые включают в себя: коррекцию нарушений речи комплексная функциональная терапия активная кинезотерапия: лечебная гимнастика в группах, индивидуально, лечебный костюм "Адели- 94", фитбол-гимнастика, дорожка Гросса пассивная кинезотерапия: массаж классический, рефлекторносегментарный массаж ортопедическая коррекция медикаментозная терапия основного заболевания и сопутствующей патологии. Физиотерапевтические процедуры: фитотерапия, кислородные коктейли водолечение: бассейн, подводный массаж. В детском саду существует ряд традиций, одной из них является ежегодное участие в районных и городских фестивалях и конкурсах "Смотри на меня, как на равного", "Хрустальная капель", "Новогодняя игрушка". Воспитанники многократно награждены дипломами и призами. После реабилитации в условиях детского сада часть детей продолжает обучение и лечение в специализированной МС(К)ОУ школа-интернат №4, массовых общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях города.